Расков Д.Е. и его книга (научное издание) «Экономические институты старообрядчества» (Санкт-Петербург, 2012, 344 с.).

«Экономическая мощь» старообрядчества в царской России частью общества всегда воспринималась как признак его некоего превосходства над другими православными, другая же часть была готова видеть в этом некий вызов господствующей Церкви и установившемуся в то время «миропорядку» – внимательный читатель найдет и то и другое на нашем сайте.

Книгу Д.Е. Раскова надо внимательно читать – это позволит избавиться от многих стереотипов.

Позволим себе обратить внимание лишь на некоторые детали. Расцвет старообрядческого предпринимательства приходится на первую половину XIX века и тому были довольно весомые причины. Царское правительство в начале века, озабоченное состоянием собственной промышленности и занятости крестьянства неплодородных областей, проводило такую таможенно-протекционистскую политику (вспомним известную книгу участника первых морозовских научных чтений 1995 года: Куприянова Л.В. Таможенно-промышленный протекционизм и российские предприниматели (40-80-е годы XIX века). – М. 1994), которая позволила многим предпринимателям России составить «миллионное состояние за год». Автор приводит пример: стоимость пуда иностранного хлопка составляла в 1840-м году 22 рубля ассигнациями, а стоимость изготовленного из него отделанного миткаля – 240 рублей ассигнациями (с. 255-256). Это было время так называемого «традиционного» капитализма, когда, как отмечает автор, сыграли свою роль патриархальность, трезвость, верность данному слову, присущие старообрядцам.

Большую роль сыграла тогда и сплоченность старообрядческой общины, в том числе и материальная. Но шло время, наступал капитализм другой формации. Стали главенствовать банк, пришло время так называемого «процента». Вместе с «процентом» пришли другие люди, в том числе и другой национальности.

Автор пишет: «Старообрядческий тип организации был более органичен для традиционного капитализма, который строился на репутации, личных отношениях, семейных и корпоративных связях. Современный капитализм, с его безличным типом отношений, уже был чужд ревнителям буквы и старины» (с. 135). Если посмотреть финансовые документы начала ХХ века многих предприятий известных богородских старообрядческих фамилий, то фактическая смена или, по крайне мере, некоторое оттеснение бывших владельцев представителями банковского капитала станет совершенно очевидной.

Описание и оглавление:
https://www.bogorodsk-noginsk.ru/biblioteka/20130909.html

Розмаинский Иван Вадимович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики,
Санкт-Петербург,
Размышления о книге Д.Е. Раскова «Экономические институты старообрядчества» ((СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2012):
«На мой взгляд, появление всех этих вопросов означает, что рассматриваемая книга Раскова является весьма плодотворной и как бы указывает на возможные перспективные пути дальнейших научных исследований. Эта плодотворность в значительной степени следствие того, что автор рассмотренной работы отказался от использования предпосылки индивидуального рационального выбора как «исходной предпосылки» и добросовестно следовал междисциплинарному подходу, в рамках которого экономисты сдерживают свой снобизм по отношению кдругим социальным наукам, в первую очередь, социологии и религиоведению.»